БАДы и маркетплейсы
Как человек, написавший когда-то диссертацию, посвященную оптимизации технологического процесса и посвятивший в дальнейшем свою жизнь вопросам нутрициологии, я конечно же и на этом поприще всегда занимался и занимаюсь поиском оптимальных и эффективных подходов к решению тех или иных проблем со здоровьем.
Именно по этой причине, я всегда с большим интересом знакомлюсь с постоянно появляющимися на рынке биологически активными добавками (БАДами), поскольку от их качества напрямую зависит и получаемый для здоровья результат.
Сегодня, в этой статье я хочу поделиться своим опытом приобретения одной биологически активной добавки на одном из российских маркетплейсов. И этот опыт поможет мне еще раз ответить на Ваш вопрос: “Почему БАДы могут не работать?”
Требования к реализации БАД на территории РФ
Давайте начнем с рассмотрения этого аспекта.
Еще не так давно продажа БАД на территории РФ никак и не кем не контролировалась. Но люди, сидящие в правительстве, осознали, что бесконтрольное появление на рынке различных “альтернативных методов лечения” и “народных средств” стало одной из причин роста несвоевременного обращения больными к квалифицированным медицинским специалистам и, как следствие, роста серьезных хронических заболеваний.
За последние 15-20 лет требования к продаже БАДов в нашей стране не просто ужесточались. На сегодняшний день их продажа почти приравнена к продаже безрецептурных лекарственных средств, со одной лишь разницей, для их реализации не требуется специализированная торговая точка.
И вот именно этим до сих пор пользуются некоторые недобросовестные продавцы БАДов, в том числе и на маркетплейсах.
Чтобы потом лучше понять, с чем именно я столкнулся, давайте коротко рассмотрим эти требования.
- Сертификат. Каждая БАД, которую вы хотите продавать в нашей стране, по-хорошему должна иметь Свидетельство о Государственной Регистрации, и оно должно быть выдано именно на Биологически Активную Добавку. Здесь только добавлю, что получить такой сертификат непросто и он стоит больших денег.
- Требования к упаковке. Помимо названия, количества капсул (или таблеток) и состава, этикетка обязательно должна включать Противопоказания, запись, что это БАД и не является лекарством, а также должен быть нанесен номер Свидетельства о Государственной Регистрации, дата производства и срок реализации. Причем, обратите внимание, что на одной из фотографий ниже, дата производства и срок реализации выгравированы непосредственно на дне самой баночке (она не была напечатана на этикетке вместе с ней). Также, следует добавить, что крупные производители, уважающие себя и своего потребителя, дополнительно наносят на упаковку информацию, указывающую на: технические требования, по которым работает их производство (самые высокие из них у стандарта GMP); номер партии, чтобы удобнее было контролировать качество; с этой же целью обратный адрес дополняют телефоном, по которой потребитель может позвонить и предъявить свои претензии; а также коды, по которым покупатель может дополнительно убедиться в том, что этот продукт не является подделкой.
- Маркировка Честный Знак. А вот это уже обязательно – с 1-го марта 2024 г. БАДы вошли в список обязательных маркированных товаров в системе Честный Знак. Эта маркировка позволяет отслеживать практически каждую единицу товара, что полностью исключает продажу “левого” контрафактного продукта. То есть, государство теперь знает, где и когда была произведена та или иная баночка и, где и когда она была продана. Эта информация также доступна для каждого из нас. Но и это еще не все…
- Разрешительный режим. С 1-го ноября 2024 г. государство включило БАДЫ в список товаров (наряду с лекарствами и алкоголем), на которые распространяется разрешительный режим. Теперь система перед продажей еще и проверяет какой срок годности у данного продукта или не появились какие-либо другие ограничения для его продажи. То есть, если, например, у БАД закончился срок годности, кассовое оборудование просто не позволит продавцу отбить вам чек.
С чем я столкнулся на маркетплейсе
Интерес у меня вызвал вот этот препарат, в составе которого находится Куркумин и Пиперин (биологические активные вещества из куркумы и черного перца).
Естественно, помимо цены я посмотрел и на количество в каждой капсуле озвученных продавцом активных веществ, препарат показался мне интересным. Был у продавца прикреплен и сертификат…, но моя ошибка — я на него даже не взглянул.
И вот, что я приобрел.
На этикетке, как положено, написаны Противопоказания и о том, что “не является лекарством”, но это в общем-то и все из того, что я озвучивал выше.
Есть еще дата изготовления и срок годности, но видно, что они напечатаны вместе с этикеткой тем же шрифтом, а не проставлены отдельно. То есть, дата производства проставлена не раньше и не позже, чем была напечатана сама этикетка.
Имеется адрес изготовителя, но проверить его я не могу. А нанесенный на этикетку штрих-код также не содержит никакой информации для покупателя.
В общем: “Купил что-то, а что именно купил никак не проверить”. Ни маркировки Честного знака, ни номера сертификата. Ах, да, у продавца же был прикреплен какой-то сертификат… Вот он:
Декларация соответствия на какой-то пищевой порошок. Что за порошок?
Это Свидетельство о Государственной Регистрации получить не так-то просто, Роспотребнадзор строго проверяет заявленное на регистрацию вещество, и проверяет не только на безопасность, но и на состав.
А вот, чтобы получить Декларацию соответствия, просто приносите в ближайшую СЭС какой-то пищевой порошок, они проверяют, что он безопасен (не содержит ядов, токсинов и мышиного помета…) и самостоятельно загружаете через интернет необходимые документы в реестр. Если для вас это сложно, полно фирм, которые сделают вам такой сертификат за несколько тысяч российских рублей.
Причем обратите внимание! На баночке в качестве производителя указана некая фирма “Boost Yourself” с адресом в г. Мытищи, а Декларация соответствия выдана на некого предпринимателя в г. Барнаул. Я уже не стал приводить весь сертификат, ниже в нем написано, что проверку некого “пищевого порошка” делал некий ветеринарный центр…
Заключение
В заключении хочу ответить на вопрос, который у вас наверняка возник после прочтения этой статьи: “Неужели на маркетплейсах совсем нельзя покупать Бады?” – или: “Как вообще такое возможно, неужели их никто не контролирует?”
Отвечаю: “Маркетплейсы – это всего лишь площадки, которые представляют товары огромного количества продавцов. И в любой категории товаров вы найдете качественные товары, но есть и некачественные товары. У маркетплейсов имеются требования к продавцам, касающиеся, в том числе, и маркированных товаров. Но, как говориться “за всем не уследишь”, поэтому, они тоже себя как следует обезопасили в случае продажи товаров ненадлежащего качества или с какими-то нарушениями – если продажа какого-то товара повлечет за собой штраф со стороны государства, они это штраф просто перекладывают на продавца, и никакой персональной ответственности они не несут. Маркетплейсы всего лишь принимают оплату и доставляют товар от продавца до покупателя.
Еще немного от себя…
Даже в случае с традиционной медициной, каждый знает, что эффективность лечения складывается из знаний и опыта специалиста, назначающего лечения, а также из эффективности предложенного подхода к лечению проблемы, который, как правило, включает и прием лекарственных средств. А все лекарственные средства, и вы это тоже знаете, в свою очередь, также обладают разной эффективностью.
А что тогда уж говорить про БАДы, польза которых многими до сих пор ставится под сомнение?
Именно поэтому, в отношение БАД я всегда говорю: “Мало знать, что именно вы решили попить и для чего, нужно еще и быть уверенным в качестве, а значит и эффективности того или иного препарата”. А качество, между прочим, еще зависит и от исходного сырья, и применяемых технологий по извлечению биологически активных компонентов из этого сырья. И тут уже совсем бессмысленно сравнивать международного производителя с неким предпринимателем из г. Барнаула...
Надеюсь, в отношении этого вопроса, эта статья будет для вас полезной. А если хотите знать больше, приглашаю Вас на свой проект: “О чём молчат доктора…”
Автор: Дмитрий Семаков
Добавить комментарий